1. Главная
  2. Блог
  3. Статьи
  4. Двойной композиционный центр у Саврасова

Двойной композиционный центр у Саврасова

Александр: В живописи иногда говорят о двойном композиционном центре. Самый известный пример — картина Саврасова "Грачи прилетели". А встречались ли вам фотографии с двойным композиционным центром?

Увы, но многоплановость в фотографии (и живописи, как «родительницы» нашего священного искусства) сильно зависит от плоскости, на которую мы это наносим. Так сложилось: если бы при ее создании формой была голограмма (априори трехмерное изображение), мы бы смотрели на нее сегодня иначе, поскольку визуальное искусство преподавалось бы даже в школе, с учетом формы. Вы ведь наверняка замечали, что молоко (вода, пиво, коньяк, вино) из пакета, стакана, кружки и бутылки имеет разный вкус? Так и здесь: и поскольку фотография (контент) поначалу нанесена на бумагу или экран (форма), то и обратное влияние формы на контент здесь присутствует.

А форма плоская — сколько ни заставляй зрителя видеть 5 и 10 планов в изображении, детская книжка с картинками-вырезками будет у нее выигрывать, а у нашей формы есть серьезные ограничения, утыкающиеся в восприятие человека. И ограничения эти связаны с действующим развитием homo sapiens. 

Наш мозг действует по принципу упрощения... что такое контраст? Это отличие между двумя объектами. Что такое глубина снимка? Это условная карта вымышленных плоскостей из 3 элементов. 4 лучше? Да, но для мозга достаточно 3, поэтому об остальном он даже не думает, как обычно забывает иностранный язык, который ему для общения совсем не нужен. 

Подождите, но давайте глянем на Саврасова. Да, на переднем плане у нас темные следы со стороны лесочка по снегу, которые линией выводят к основному объекту, троице березок, кривых донельзя. Четвертое дерево стоит на отшибе (сегодня Алексея Кондратьевича отругали бы за мусор в кадре) и отсылает к небольшой рощице, которая дорисовывается в воображении. Вот они, два плана. Все остальное — фон. А это как раз колокольня и церквушка в Молтвино (село в Костромской губернии) с рядом домов окрест и открывающаяся панорама на сокрытые пока под грязным снегом поля родины российского сыра. 

Да, кажется, что эти два плана четко разделяются, по мере просмотра — но что они, по факту, дорисовывают в логике картины? Пустое здание без людей? А где центр, который в кадре должен быть? Его нет, нет божественного света на куполах, нет даже звонаря на колоколах, который этих черных птиц будто распугать хочет. А знаете, почему? Да потому что автор прекрасно знал композицию и умел лаконично изложить мысль. И чем больше человек тщится распылить ее на десяток идей, тем менее нагружена смыслом каждая из них получается. 

Все гениальное просто.

У нас есть еще:

+7 (910) 465-36-23